82
Двигатель ■ общие процедуры ремонта
б) Нанесите герметик в отверстия го-
ловки блока цилиндров, показанные
на рисунке.
в) Используя оправку и пресс, за-
прессуйте новые штуцеры в головку
блока цилиндров, оставив выступ.
Выступ:
для "А"....................29 мм
для "В"....................44 мм
Примечание: не запрессовывайте
штуцеры на величину, больше ука-
занной.
2. Установите клапаны,
а) С помощью подходящего приспо-
собления установите новые масло-
съемные колпачки.
б) Установите следующие детали:
(1) клапан:
(2) седло пружины:
(3) клапанную пружину:
(4) тарелку пружины.
в) С помощью подходящего приспо-
собления сожмите клапанную пру-
жину и установите два сухаря вокруг
стержня клапана.
г) Молотком с пластиковым бойком
и стержнем неиспользуемого клапа-
на, обернутым изолентой, ударьте
по торцу стержня клапана, чтобы
обеспечить надежную фиксацию
клапана сухарями.
3. Установите толкатели клапанов,
убедитесь, что толкатели вращаются
свободно от руки.
Если осевой зазор больше макси-
мально допустимого, замените шатун
в сборе. При необходимости замените
коленчатый вал.
2. Снимите крышку шатуна и проверь-
те радиальный зазор шатунного под-
шипника.
а) Проверьте совмещение меток на
шатуне и крышке шатуна, чтобы
обеспечить в последующем пра-
вильность сборки.
Если метки отсутствуют, то керном
нанесите их на крышки и на шатуны.
б) Отверните болты крепления
крышки шатуна.
в) Снимите крышку шатуна, расша-
тав ее, держась за шатунные болты.
Примечание: нижняя половина вкла-
дыша должна остаться в крышке
шатуна.
г) Очистите шатунную шейку и вкла-
дыши.
д) Проверьте состояние рабочих
поверхностей шатунной шейки и
вкладышей. При наличии рисок и
задиров замените вкладыши. При
необходимости перешлифуйте
шейки или замените коленчатый
вал.
Примечание: не перепутайте верх-
ний и нижний вкладыши подшипни-
ков.
е) Установите пластиковый калибр
для измерения зазоров в подшипни-
ках скольжения поперек шатунной
шейки.
Примечание: маслосъемные колпачки
впускных и выпускных клапанов раз-
личаются по цвету.
Блок цилиндров
Разборка
1. Проверьте величину осевого зазора
шатунного подшипника. Часовым ин-
дикатором измерьте осевой зазор
кривошипной головки шатуна, пере-
мещая головку вперед-назад по ша-
тунной шейке коленчатого вала.
Номинальный
осевой зазор........0,16-0,36 мм
Максимальный осевой зазор....0,36 мм
Двигатель - общие процедуры ремонта
83
ж) Установите крышку шатуна, со-
вместив установочные метки, и за-
тяните попеременно болты.
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла под го-
ловки болтов перед их установкой.
Момент затяжки:
1 этап..................15 Н м
2 этап.........довернуть на 90 °
з) Снимите нижнюю крышку шатуна,
отвернув болты.
и) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово-
локи, определив по ней величину
радиального зазора шатунного
вкладыша.
Зазор шатунного подшипника:
номинальный......0,016 - 0,040 мм
максимальный.............0,06 мм
Если зазор больше максимального,
замените подшипники. При необходи-
мости прошлифуйте или замените ко-
ленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей но-
минального размера необходимо ис-
пользовать вкладыши одной размерной
группы, указанной на крышке подшипни-
ка. Существуют размерные группы
вкладышей, обозначенные "1", "2", "3".
Разборка и сборка блока цилиндров. 1 - компрессионное кольцо №1
(верхнее), 2 - компрессионное кольцо №2 (нижнее), 3 - маслосъемное
кольцо, 4 - поршень, 5 - палец, 6 - шатун, 7 - подшипники шатуна, 8 - крыш-
ка шатуна, 9 - направляющая головки блока цилиндров, 10 - цилиндриче-
ский штифт, 11 - верхний вкладыш коленчатого вала, 12, 17 - упорное по-
лукольцо, 13 - нижний вкладыш коленчатого вала, 14 - крышка коренного
подшипника коленчатого вала, 15 - коленчатый вал, 16 - направляющая
маслоприемника, 18 - направляющая масляного насоса, 19 - масляная
форсунка (заводская комплектация), 20 - масляная форсунка (запасная
часть), 21 - направляющая натяжителя цепи привода ГРМ.
Диаметр шатунной шейки коленча-
того вала:
номинальный:
метка "1".......43,000 - 43,008 мм
метка "2".......43,009 - 43,016 мм
метка "3"....... 43,017 - 43,024 мм
рем. (0,25).....43,000 - 43,024 мм
Размеры вкладышей по их толщине:
метка "1".......... 1,488- 1,492 мм
метка "2".......... 1,493 - 1,496 мм
метка "3".......... 1,497 - 1,500 мм
рем. (0,25)........ 1,608- 1,614 мм
к) Удалите остатки калибровочной
проволоки с рабочих поверхностей
шейки и вкладыша:
3. Снимите поршень и шатун в сборе,
а) Разверткой удалите нагар с
верхней части цилиндра, как пока-
зано на рисунке.
б) Наденьте на резьбовые части
болтов шатуна ■ куски шланга для
предотвращения повреждения шеек
коленчатого вала.
в) Извлеките поршень в сборе с ша-
туном и верхним вкладышем под-
шипника через верхнюю часть блока
цилиндров.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и
крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с
шатунами и вкладышами в порядке
сборки.
4. Индикатором измерьте осевой зазор
коленчатого вала, перемещая последний
назад - вперед с помощью отвертки.
Номинальный
осевой зазор........0,09 - 0,19 мм
Максимальный осевой зазор... 0,30 мм