Содержание

82 Двигатель ■ общие процедуры ремонта б) Нанесите герметик в отверстия го- ловки блока цилиндров, показанные на рисунке. в) Используя оправку и пресс, за- прессуйте новые штуцеры в головку блока цилиндров, оставив выступ. Выступ: для "А"....................29 мм для "В"....................44 мм Примечание: не запрессовывайте штуцеры на величину, больше ука- занной. 2. Установите клапаны, а) С помощью подходящего приспо- собления установите новые масло- съемные колпачки. б) Установите следующие детали: (1) клапан: (2) седло пружины: (3) клапанную пружину: (4) тарелку пружины. в) С помощью подходящего приспо- собления сожмите клапанную пру- жину и установите два сухаря вокруг стержня клапана. г) Молотком с пластиковым бойком и стержнем неиспользуемого клапа- на, обернутым изолентой, ударьте по торцу стержня клапана, чтобы обеспечить надежную фиксацию клапана сухарями. 3. Установите толкатели клапанов, убедитесь, что толкатели вращаются свободно от руки. Если осевой зазор больше макси- мально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал. 2. Снимите крышку шатуна и проверь- те радиальный зазор шатунного под- шипника. а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем пра- вильность сборки. Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны. б) Отверните болты крепления крышки шатуна. в) Снимите крышку шатуна, расша- тав ее, держась за шатунные болты. Примечание: нижняя половина вкла- дыша должна остаться в крышке шатуна. г) Очистите шатунную шейку и вкла- дыши. д) Проверьте состояние рабочих поверхностей шатунной шейки и вкладышей. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал. Примечание: не перепутайте верх- ний и нижний вкладыши подшипни- ков. е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипни- ках скольжения поперек шатунной шейки. Примечание: маслосъемные колпачки впускных и выпускных клапанов раз- личаются по цвету. Блок цилиндров Разборка 1. Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника. Часовым ин- дикатором измерьте осевой зазор кривошипной головки шатуна, пере- мещая головку вперед-назад по ша- тунной шейке коленчатого вала. Номинальный осевой зазор........0,16-0,36 мм Максимальный осевой зазор....0,36 мм
Двигатель - общие процедуры ремонта 83 ж) Установите крышку шатуна, со- вместив установочные метки, и за- тяните попеременно болты. Примечание: - Не вращайте коленчатый вал. - Нанесите немного масла под го- ловки болтов перед их установкой. Момент затяжки: 1 этап..................15 Н м 2 этап.........довернуть на 90 ° з) Снимите нижнюю крышку шатуна, отвернув болты. и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной прово- локи, определив по ней величину радиального зазора шатунного вкладыша. Зазор шатунного подшипника: номинальный......0,016 - 0,040 мм максимальный.............0,06 мм Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходи- мости прошлифуйте или замените ко- ленчатый вал. Примечание: при замене вкладышей но- минального размера необходимо ис- пользовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипни- ка. Существуют размерные группы вкладышей, обозначенные "1", "2", "3". Разборка и сборка блока цилиндров. 1 - компрессионное кольцо №1 (верхнее), 2 - компрессионное кольцо №2 (нижнее), 3 - маслосъемное кольцо, 4 - поршень, 5 - палец, 6 - шатун, 7 - подшипники шатуна, 8 - крыш- ка шатуна, 9 - направляющая головки блока цилиндров, 10 - цилиндриче- ский штифт, 11 - верхний вкладыш коленчатого вала, 12, 17 - упорное по- лукольцо, 13 - нижний вкладыш коленчатого вала, 14 - крышка коренного подшипника коленчатого вала, 15 - коленчатый вал, 16 - направляющая маслоприемника, 18 - направляющая масляного насоса, 19 - масляная форсунка (заводская комплектация), 20 - масляная форсунка (запасная часть), 21 - направляющая натяжителя цепи привода ГРМ. Диаметр шатунной шейки коленча- того вала: номинальный: метка "1".......43,000 - 43,008 мм метка "2".......43,009 - 43,016 мм метка "3"....... 43,017 - 43,024 мм рем. (0,25).....43,000 - 43,024 мм Размеры вкладышей по их толщине: метка "1".......... 1,488- 1,492 мм метка "2".......... 1,493 - 1,496 мм метка "3".......... 1,497 - 1,500 мм рем. (0,25)........ 1,608- 1,614 мм к) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша: 3. Снимите поршень и шатун в сборе, а) Разверткой удалите нагар с верхней части цилиндра, как пока- зано на рисунке. б) Наденьте на резьбовые части болтов шатуна ■ куски шланга для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала. в) Извлеките поршень в сборе с ша- туном и верхним вкладышем под- шипника через верхнюю часть блока цилиндров. Примечание: - Держите подшипники, шатун и крышку вместе. - Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в порядке сборки. 4. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад - вперед с помощью отвертки. Номинальный осевой зазор........0,09 - 0,19 мм Максимальный осевой зазор... 0,30 мм