56 Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки
2. Проверьте качество охлаждающей
жидкости.
а) Снимите крышку радиатора.
Внимание: во избежание ожога не
снимайте крышку радиатора на го-
рячем двигателе, так как жидкость
и пар находятся под давлением.
б) Не должно быть чрезмерных от-
ложений ржавчины вокруг клапанов
крышки радиатора или посадочных
мест заливной горловины радиато-
ра. Охлаждающая жидкость не
должна содержать масла и должна
быть прозрачной.
Если охлаждающая жидкость гряз-
ная, то очистите каналы системы
охлаждения и замените жидкость.
в) Установите крышку радиатора.
3. Замените охлаждающую жидкость,
а) Снимите кожух опор радиатора,
сняв 6 клипс.
б) Снимите крышку радиатора.
Примечание: будьте осторожны при
снятии пробки с горячего двигателя.
в) Подсоедините шланги к сливным
кранам.
г) Слейте охлаждающую жидкость,
отвернув сливные краны.
1 - крышка радиатора, 2 - сливной
кран блока цилиндров, 3 - сливной
кран радиатора, 4 - сливной кран
резервуара ОЖ ("термоса") (США).
д) Слейте охлаждающую жидкость
из расширительного бачка.
е) (США) Заверните сливную пробку
резервуара ОЖ и снимите шланг.
ж) Заверните сливную пробку блока
цилиндров и снимите шланг.
Момент затяжки.............13 Н м
з) Заверните сливную пробку радиа-
тора и снимите шланг.
и) Подсоедините шланг к воздушной
пробке радиатора и к расширитель-
ному бачку радиатора.
Примечание: установите шланг
внутрь расширительного бачка ра-
диатора.
к) Шестигранником на 6 мм ослабьте
воздушную пробку через сервисное
отверстие опоры радиатора.
л) Залейте охлаждающую жидкость
в систему охлаждения в количестве,
соответствующем заправочным ем-
костям. После заправки сожмите
шланг радиатора несколько раз, ес-
ли уровень упал, долейте охлаж-
дающую жидкость.
Примечание:
- Используйте охлаждающую жид-
кость Toyota Super Long Life Coolant
(розового цвета) или аналогичную
по характеристикам высококаче-
ственную этиленгликолевую охла-
ждающую жидкость.
- Разводите концентрат демине-
рализованной или дистиллирован-
ной водой в соответствии с инст-
рукциями изготовителя и условия-
ми эксплуатации.
- Не используйте спиртовые и си-
ликатные антифризы.
Заправочная емкость:
модели для Японии..........5,3 л
модели для США.............8,6 л
модели для Европы..........5,5 л
м) Шестигранником затяните воз-
душную пробку.
н) Снимите шланг.
о) Установите крышку радиатора.
п) Залейте охлаждающую жидкость
в расширительный бачок.
р) Установите режим "INSPECTION
MODE ".
с) Прогрейте двигатель до открытия
термостата.
т) Заглушите двигатель и проверьте
уровень охлахщающей жидкости в ра-
диаторе, долейте при необходимости.
у) Когда уровень охлаждающей жид-
кости перестанет падать после про-
грева, долейте ее в расширитель-
ный бачок до отметки "F".
4. Убедитесь в отсутствии утечек ох-
лаждающей жидкости.
Проверка и очистка
воздушного фильтра
1. Снимите воздушный фильтр.
2. Проверьте воздушный фильтр и
убедитесь, что он не поврежден и не
имеет масляных пятен. При необхо-
димости замените воздушный фильтр.
3. Сжатым воздухом полностью про-
дуйте верхнюю часть фильтрующего
элемента, а затем нижнюю часть.
4. Установите воздушный фильтр на
место.
Ремень привода
навесных агрегатов
Проверка
1. Проверьте приводной ремень на
износ и повреждения. При обнаруже-
нии дефекта замените ремень.
Примечание: не допускается отслое-
ние резины от корда на внутренней
(со стороны гребней) и внешней по-
верхностях ремня, оголение или по-
вреждение корда, отслоение гребня
от резинового основания, наличие
трещин, отслоение или износ на боко-
вых поверхностях ремня и на боковых
поверхностях гребней ремня. При не-
обходимости замените ремень.
2. Проверьте прогиб и натяжение
ремня привода навесных агрегатов.
Приложите усилие 98 Н (10 кг) в точ-
ках, указанных на рисунке, и измерьте
прогиб и натяжение ремня.
Прогиб:
новый ремень............9 -12 мм
бывший в эксплуатации.... 11 - 15 мм
Натяжение:
новый ремень..........392 - 588 Н
бывший
в эксплуатации........196 - 392 Н
1 - промежуточный шкив, 2 - шкив
насоса охлаждающей жидкости,
3 - демпфер коленчатого вала.
Примечание:
- Термин “ремень бывший в экс-
плуатации’’ относится к ремню,
проработавшему более 5 мин.
- После установки ремня проверь-
те правильность его посадки на
шкивах. Проверьте рукой внизу
шкивов, нет ли свободной канавки
на шкиве.
Правильно Неправильно
- После установки ремня запусти-
те двигатель и дайте ему прора-
ботать в течение 5 мин., а затем
снова проверьте натяжение ремня.
Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки 57
Замена и регулировка
1. Снимите правый кожух нижней за-
щиты двигателя.
2. Отсоедините впускной патрубок
воздушного фильтра от корпуса воз-
душного фильтра, ослабив хомут.
3. Снимите приводной ремень.
а) Ослабьте гайку "А".
б) Поверните регулировочный болт
"В" и ослабьте натяжение ремня.
в) Снимите ремень.
4. Предварительно установите ремень
на шкивы.
5. Отрегулируйте натяжение ремня ре-
гулировочным болтом "В" и затяните
гайку "А".
Момент затяжки.............40 Н м
6. Проверьте натяжение ремня.
Проверка свечей
зажигания
Примечание ("иридиевые" свечи):
- Никогда не пытайтесь регулиро-
вать зазор свечи зажигания, быв-
шей в эксплуатации.
- Никогда не используйте метал-
лическую щетку для очистки све-
чей зажигания такого типа.
Примечание редакции: фирма
"Toyota" рекомендует производить
замену "иридиевых" свечей зажига-
ния через каждые 100000 км пробега
автомобиля. Однако с учетом экс-
плуатации автомобиля и качества
бензина на территории России, ре-
комендуем производить замену че-
рез каждые 80000 км пробега авто-
мобиля или раньше при выходе их из
строя.
1. Проверьте визуально состояние
свечей зажигания на предмет износа
электродов, повреждений резьбы
или/и изолятора. При необходимости
замените свечи зажигания.
2. Очистите свечи зажигания.
Если электроды имеют следы отло-
жения влажных углеродных остатков,
то высушите их, а затем удалите под-
ходящим растворителем. Если элек-
троды имеют следы масла, то пред-
варительно удалите их с помощью
бензина.
Затем очистите свечи с помощью очи-
стителя свечей, подавая воздух с
давлением не более 588 кПа (6 кг/см2)
в течение не более 20 секунд.
3. Проверьте зазор между электро-
дами.
Номинальный зазор.....1,0 - 1,1 мм
Предельный зазор.............1,2 мм
Рекомендуемые свечи зажигания:
Denso.................SK16R11
NGK...................IFR5A11
Примечание: маркировка свечи зажи-
гания NGK (или Nippon Denso): пер-
вый символ "Р" означает свечу с
платиновыми электродами, а "Г или
S" - свечу с иридиевыми электродами.
4. Заверните свечи зажигания.
Момент затяжки............18 Н м
Проверка частоты
вращения холостого
хода
Проверка частоты вращения холосто-
го хода производится при помощи
сканера, подсоединенного к разъему
DLC3. Если сканер отсутствует, можно
проверить частоту вращения с помо-
щью тахометра (модели для Японии).
1. Установите режим "INSPECTION
MODE" (см. выше).
2. Прогрейте двигатель.
3. Подсоедините сигнальный провод
тахометра к выводу "ТАС" (9) разъема
DLC3 и проверьте частоту вращения
холостого хода.
Примечание:
- Все потребители электроэнергии
выключены.
- Вентилятор выключен.
. Номинальная частота
вращения.........950 - 1050 об/мин
Проверка угла
опережения зажигания
Проверка угла опережения зажигания
производится при помощи сканера,
подсоединенного к разъему DLC3. Ес-
ли сканер отсутствует, можно прове-
рить частоту вращения с помощью та-
хометра (модели для Японии).
1. Установите режим "INSPECTION
MODE" (см. выше).
2. Прогрейте двигатель.
3. Извлеките жгут проводов катушки
зажигания первого цилиндра.
4. Подсоедините стробоскоп к проводу
катушки зажигания первого цилиндра.
Примечание: используйте стробо-
скоп, определяющий сигнал на пер-
вичную обмотку.
5. Для питания стробоскопа исполь-
зуйте место блока реле в моторном
отсеке, показанное на рисунке.
6. Перемкните выводы "ТС" (13) и
"CG" (4) разъема DLC3.
Примечание: при замкнутых выводах
"ТС" (13) и "CG" (4) в течение 5 с
частота вращения будет 1000-
1500 об/мин, затем обороты вернут-
ся к минимально устойчивым оборо-
там холостого хода.
7. Проверьте угол опережения зажи-
гания на холостом ходу.
Номинальный У03............8 - 12°
8. Снимите перемычку с выводов
"TC"-"CG".
9. Повторно проверьте угол опереже-
ния зажигания.
Номинальный УОЗ............О - 14°
Примечание:
- Все потребители электроэнергии
выключены.
- Вентилятор выключен.
10. Убедитесь, что при увеличении
частоты вращения угол опережения
зажигания растет.
Проверка давления
конца такта сжатия
Примечание: если наблюдается не-
достаточная мощность, повышен-
ный расход масла и/или топлива, из-
мерьте давление конца такта сжа-
тия.
Проверьте давление конца такта сжа-
тия в цилиндрах.
а) Снимите рычаги стеклоочистителей
в сборе и вентиляционную решетку.