Добавлю свои 5 копеек про клапан вентиляции. Работает он следующим образом. Когда дроссель закрыт, а двигатель работает в патрубке, который надет на клапан создается большое разрежение и клапан закрывается, преодолевая сопротивление пружинки, которая находится внутри (не наглухо, немного воздуха через него все равно проходит). Если он засрался и не закрывается это влияет на запуск двигателя и на холостые обороты - может тупо глохнуть. Это происходит из-за того, что воздух из картера через клапан идет минуя датчик расхода воздуха и мотор глохнет или трясется из-за обедненной смеси. Далее, когда дроссель открывается, разряжение уменьшается и клапан приоткрывается под действием пружинки - начинается отсос картерных газов через клапанную крышку и сам клапан. При высоких оборотах неучтенный ДРВ-ом воздух не так страшен, все стабильно работает.
Если ЦПГ изношен (есть зазор между поршнем с кольцами и цилиндром), то при рабочем ходе возникает увеличенный прорыв газов через эти зазоры в картер (естественно вместе с масляным туманом) и возникает засорение клапана. Вот такой механизм. Поскольку клапан универсальный, у него есть еще режим закрывания, когда со стороны патрубка возникает избыточное давление (чтобы не "надувать" картер) - это только для двигателей с турбонаддувом, как я понял.
Чтобы проверить исправность клапана, можно выкрутить его из клапанной крышки, надеть на патрубок и убедиться, что при запуске и работе мотора он достаточно закрыт (воздух проходить будет, но совсем мало). При этом если прикрыть пальцем отверстие клапана, он должен открыться под действием пружинки, т.к. перепад давления исчезает - это ощущается подушечкой пальца как легкий ударчик.
P.S. Есть еще один патрубок, через который происходит вентиляция - там нет никаких клапанов, но разряжение в этом патрубке берется в зоне над дросселем и его нет, когда он закрыт. По мере открывания дросселя, разряжение растет и начинатся вентиляция через второй патрубок. Кстати, оба патрубка теплоизолированы - это защита от конденсации влаги и перемерзания зимой - все по-честному. Вроде все