Привет друзья!
Хочу еще раз вернуться к теме выбора масел, особо важной на фоне закоксовки/раскоксовки двигателя. Накопилось немного инфы, проанализировал тему еще раз, и вот… Из этого поста вы узнаете о некоторых особенностях работы Приуса, основные причины закоксовки двигателя, сможете самостоятельно определиться с выбором масла, а также сможете сэкономить при покупке масла. Возможно, это баян но, мне как-то пох…
И так, сначала особенности работы Приуса. При движении Приуса бензиновый двигатель работает только тогда, когда вы давите на газ. Если вы отпускаете педаль газа, то двигатель глохнет. Пример здесь:
ссылка. Важный момент касается циркуляции масла. На обычном авто двигатель работает всегда, и соответственно всегда работает масляный насос. Масляный насос гоняет масло по двигателю, подает масло к поршням, где происходит смазывание цилиндров тонкой масляной пленкой. У обычного авто масло постоянно обновляется и циркулирует в цилиндрах. У Приуса двигатель регулярно глохнет, и циркуляция масла останавливается.
У масла есть много разных технических характеристик, включая такие которые говорят о горении масла, а конкретнее о том, когда оно может начать пригорать к стенкам цилиндра. Такой параметр называется
температура вспышки. Именно он говорит о том при какой температуре пары масла могут вспыхнуть (загореться). Этот параметр для нас особенно важен, потому что двигатель у Приуса останавливается, когда вы перестаете давить на газ. Масло перестает циркулировать и обновляться, и соответственно может пригореть к стенкам разогретого цилиндра. При следующем старте двигателя это пригоревшее масло будет снято верхними маслосъемными кольцами со стенок. Накапливаясь, по долям миллиметра на маслосъемных кольцах, масляный нагар (кокс) постепенно забивает все свободное пространство для движения колец и кольца залегают. Не изнашиваются, не стираются, а просто перестают двигаться в своих канавках и начинается лавинообразный расход масла.
Двигатель Приуса достаточно холодный, маломощный и малооборотистый. И
свежее масло практически любого производителя, любого состава и любой вязкости ДВС не испортит. Но, по мере
изнашивания масла, угар все-таки может начаться. Нас интересует, какие параметры определяют степень износа масла?
Основные параметры, по которым можно определить степень износа масла - это кислотное и щелочное число. В процессе эксплуатации масло окисляется, соответственно кислотное число растет, а щелочное снижается. Зависимость не прямо пропорциональная, но при выборе масла, нам еще важно обратить внимание на
щелочное число. Для того чтобы масло работало дольше, дольше окислялось, щелочное число должно быть высоким.
В связи с постоянными остановками двигателя при движении, циркуляция масла регулярно останавливается, чего нет на обычном авто, и соответственно износ масла происходит гораздо быстрее. Гораздо быстрее увеличивается кислотное число, снижается щелочное и соответственно снижается температура вспышки. Дальше масло начинает пригорать и забивать канавки маслосъемных колец. Поэтому масло нужно менять чаще чем на обычном авто.
При выборе масла, вязкость и фирма производитель вторичны, для нас важны два основных критерия:
- температура вспышки, желательно от 230 С и выше
- высокое щелочное число, желательно от 9 и больше
И производить замену каждые 3-4 тыс. км.Высокое щелочное число характеризует моющую степень масла. Чем выше это число, тем лучше масло «отмывает» двигатель. Такое масло быстро темнеет, и за 3-4 тыс. км становиться черным. Это легко отследить, вынув масляный щуп. Очень темное (черное) масло и является критерием, говорящем о том, что его пора менять.
По поводу вязкости особо не стоит заморачиваться. Есть такое мнение, что чем гуще масло, тем толще масляная пленка, тем лучше компрессия в двигателе и тем меньше расход масла. Для того чтобы рассуждать о толщине масляной пленки нам нужен параметр HTHS, а не просто вязкость. HTHS — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. Подробности здесь
ссылка. Основной вывод в том, что ничего страшного в низковязких маслах типа 0w20 - 5w20 нет, их можно смело лить в Приус.
0w или 5w это зимний показатель (winter), 5w до -30 C, 0w до -35 C. Цифры 20, 30 или 40 по большому счету Приусу по-фигу. Многие выбирают «золотую середину» 5w30. Главное, при выборе масла, смотреть на указанные выше характеристики, и при прочих равных выбирать масло с температурой вспышки повыше и щелочным числом побольше. А также часто менять масло, раз в 3-4 тыс. км.
Параметры масел вы можете узнать на сайтах производителей или в лабораторных анализах, сделанных энтузиастами с oil-club.ru. Если не охота долго выискивать, то есть список лучших по разным категориям, вот здесь
ссылка Например:
Shell Helix НХ8 Synthetic 5W-30
темп. вспышки 244 С
щелочное число 9,9
цена, примерно, 1400р за 4л.
арт. 550040542
Eurol Super Lite Arctic 5W-30
темп. вспышки 246 С
щелочное число 9,92
цена от 2600р за 4л.
арт. E1000094L
Аmsoil Signature Series 100% Synthetic 5W-30
темп. вспышки 249 С
щелочное число 13,25
цена, примерно, 3900р за 3,78л.
арт. ASL1G
Также можно дополнительно рассмотреть такой параметр, как NOACK (испаряемость по методу NOACK). Чем меньше испаряемость, тем меньше масло будет угорать, в основном это зависит от базы, на которой сделано масло. Но, при частых заменах нам больше важна цена масла, а не база.
Помимо указанного. Чем масло дороже, тем оно более «синтетическое», и тем дольше будет сохранять первоначальные характеристики. Если менять масло раз в 3-4 тыс. км., то подойдет то что подешевле, если менять реже, то можно поэкспериментировать с дорогими маслами.
Ну, а что касается раскоксовки, то ее нужно делать обязательно. Кому-то для борьбы с расходом масла, кому-то для профилактики. Основные средства это Mitsubishi Shuma и G-Zox, подробности тут
ссылка. Но если вы уже несколько лет ездите с повышенным расходом масла, то маслосъемные кольца забились окончательно, и раскоксовка вряд ли поможет, здесь нужна механическая очистка, а это вскрытие и частичная разборка двигателя.
При чистых кольцах и свежем масле расхода быть не должно.
Всем удачного выбора масла!