84
Двигатель - общие процедуры ремонта
Если осевой зазор больше макси-
мального, замените упорные полу-
кольца.
Толщина
упорных полуколец..2,430 - 2,480 мм
5. Снимите крышки коренных подшип-
ников и измерьте радиальный зазор в
коренных подшипниках,
а) Равномерно ослабьте и отверни-
те болты крышек коренных подшип-
ников за несколько проходов, как
показано на рисунке.
б) Покачивая вывернутые болты в
отверстиях крышек коренных под-
шипников, отделите и снимите
крышки вместе с нижними вклады-
шами и нижними упорными полу-
кольцами, установленными только
в зоне средней (третьей) коренной
шейки. Соберите вместе крышки
подшипников и вкладыши. Разло-
жите снятые крышки и упорные по-
лукольца в требуемом порядке.
Примечание:
- Держите крышки коренных под-
шипников вместе с нижними вкла-
дышами.
- Расположите крышки коренных
подшипников и упорные полукольца
в порядке установки.
в) Снимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние
вкладыши подшипников и верхние
упорные полукольца в блоке цилинд-
ров.
г) Очистите каждую коренную шей-
ку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой
коренной шейки и вкладышей на
наличие точечной коррозии и цара-
пин.
При необходимости замените
вкладыши, перешлифуйте или за-
мените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в по-
стели блока цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр
для измерения зазоров в подшип-
никах скольжения на каждую ко-
ренную шейку.
з) Установите крышки коренных
подшипников и затяните болты в
указанной на рисунке последова-
тельности.
Момент затяжки:
1 этап..................22 Н-м
2 этап.........довернуть на 90°
Примечание: не поворачивайте ко-
ленчатый вал.
и) Снимите крышки коренных под-
шипников с нижними вкладышами и
упорные полукольца (последние ус-
тановлены только в зоне коренного
подшипника №3).
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово-
локи, определив по ней величину
радиального масляного зазора.
Зазор коренного подшипника:
номинальный......0,010 - 0,023 мм
максимальный...........0,070 мм
Если масляный зазор больше макси-
мального, замените подшипники. При
необходимости перешлифуйте или за-
мените коленчатый вал.
л) Замените вкладыш подшипника
на вкладыш, имеющий такой же но-
мер. Если номер вкладыша подшип-
ника не определен, то его можно
определить путем складывания но-
мера размерной группы, нанесенной
на блок цилиндров, с номером раз-
мерной группы, нанесенной на ко-
ленчатый вал. Всего существуют че-
тыре размерные группы вкладышей
подшипников, имеющих обозначе-
ние "1", "2м, "3" и "4".
Таблица для определения размер-
ной группы вкладышей.
Метка
Блок цилиндров
(А) + коленча¬ 0-2 3-5 6-8 9-11
тый вал (В)
Вкладыш под¬ Н/| II .•2" "3м "4"
шипника
Пример: метка "4" (А) на блоке цилин-
дров + метка "3" (В) на коленчатом
валу = сумма ”7". Используемый вкла-
дыш подшипника имеет метку "3".
Диаметр постели коренного под-
шипника в блоке цилиндров:
метка "О”.......50,000 - 50,003 мм
метка "1"........ 50,003 - 50,005 мм
метка "2".......50,005 - 50,007 мм
метка "3".......50,007 - 50,010 мм
метка "4".......50,010 - 50,012 мм
метка "5".......50,012 - 50,014 мм
метка 6"........50,014 - 50,016 мм
Диаметр коренной шейки
коленчатого вала:
метка "О”.......46,000 - 46,002 мм
метка "1".......46,002 - 46,004 мм
метка "2".......46,004 - 46,006 мм
метка "3".......46,006 - 46,008 мм
метка "4".......46,008 -46,010 мм
метка "5".......46,010 - 46,012 мм
Толщина стенки вкладыша
(в центральной части):
метка "1"......... 1,992- 1,995 мм
метка "2"......... 1,995 - 1,998 мм
метка "3"......... 1,998 - 2,001 мм
метка "4”.........2,001 - 2,004 мм
рем. (0,25).......2,111 -2,117 мм
м) Снимите пластиковые калибры.
6. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
Двигатель - общие процедуры ремонта
85
б) Извлеките верхние вкладыши
коренных подшипников и верхние
упорные полукольца из блока ци-
линдров.
Примечание: уложите коренные под-
шипники и упорные полукольца в по-
рядке соответствия номерам цилин-
дров блока.
Проверка
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с при-
валочных поверхностей блока.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок ци-
линдров.
2. Проверьте поверхность газового
стыка блока цилиндров на неплоско-
стность с помощью прецизионной ли-
нейки и плоского щупа.
Максимальная
неплоскостность...........0,05 мм
Если неплоскостность превышает ука-
занное значение, замените блок ци-
линдров.
3. Проверьте зеркало цилиндров на
наличие вертикальных рисок.
При наличии глубоких рисок замените
блок цилиндров.
4. Проверьте диаметр цилиндра.
Индикатором-нутромером измерьте
диаметр цилиндра на трех уровнях
А, В и С в поперечном (1) и продоль-
ном (2) направлениях, как показано
на рисунке.
Номинальный
диаметр..........75,000 - 75,113 мм
Максимальный диаметр....75,113 мм
Если диаметр больше максимального,
замените блок цилиндров.
5. Снимите разверткой гребень в верх-
ней части блока цилиндров, если из-
нос меньше 0,2 мм.
Разборка узла
"поршень-шатун"
1. Проверьте посадку соединения
"поршень-поршневой палец", пытаясь
перемещать поршень вперед - назад
на поршневом пальце и в направле-
нии, перпендикулярном оси поршнево-
го пальца.
При наличии заметного люфта заме-
ните весь узел.
2. Снимите поршневые кольца,
а) Экспандером снимите оба ком-
прессионных кольца.
б) Вручную снимите элементы мас-
лосъемного кольца (скребки и экс-
пандер кольца).
Примечание: разложите кольца в по-
рядке соответствия поршням.
3. Отсоедините шатун от поршня.
Подходящим приспособлением вы-
прессуйте поршневой палец из бобы-
шек поршня и поршневой головки ша-
туна. Снимите шатун.
Примечание:
- При необходимости установите
метки на поршень и шатун, чтобы
обеспечить правильность сборки.
- Не разукомплектовывайте пор-
шень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой
группы покомплектно.
Проверка состояния
поршня и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и угле-
родные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от от-
ложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волося-
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Примечание: не применяйте метал-
лическую щетку.