Содержание

86 Двигатель - общие процедуры ремонта 2. Проверьте поршень и поршневые кольца. А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром. а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 37 мм от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршне- вых колец) в направлении, перпен- дикулярном оси поршневого паль- ца, как показано на рисунке. Номинальный диаметр поршня.... 74,941 - 74,979 мм б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя (см. выше). в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диа- метра цилиндра. Зазор между цилиндром и поршнем: номинальный.......0,045 - 0,068 мм максимальный............0,080 мм Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня. При необходимости замените блок ци- линдров. Примечание: при использовании но- вого блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Б. Проверьте зазор между новыми поршневыми кольцами и их канавка- ми, измерив его плоским щупом, как показано на рисунке. Номинальный зазор: №1..............0,020 - 0,070 мм №2................0,020-0,060 мм маслосъемное....0,020 - 0,060 мм Примечание: для маслосъемного коль- ца зазор определяется между скреб- ками. Если зазор больше допустимого, за- мените поршень. В. Проверьте зазор в замке поршнево- го кольца. а) Установите кольцо в цилиндр блока. б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке. в) Плоским щупом измерьте зазор в замке. Если зазор в замке больше макси- мального, замените поршневое кольцо (см. таблицу "Зазоры в зам- ках поршневых колец"). Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, рас- точите все цилиндры или замените блок цилиндров. 3. Измерьте наружный диаметр ша- тунного болта штангенциркулем в зо- не наибольшего износа. Таблица. Зазоры в замках поршневых колец, мм Двигатель Компрессионное Компрессионное Маслосъемное КОЛЬЦО N91 кольцо №2 кольцо* номинальный 0,20-0,30 0,30 - 0,45 0,10-0,40 максимальный 0,61 1,20 1,15 * Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками. Номинальный диаметр болта................6,6 - 6,7 мм Минимальный диаметр......6,4 мм Если диаметр меньше минимального, замените болт. 4. Если необходимо, замените втулку верхней головки шатуна. а) Используя оправку и пресс, вы- прессуйте втулку из верхней головки шатуна. б) Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна. в) Используя специальное приспо- собление и пресс, запрессуйте втулку. г) Измерьте зазор поршневого пальца и, если необходимо, то отшлифуйте или переточите новую втулку до по- лучения номинального зазора. д) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршне- вой палец моторное масло и нада- вите на него, как показано на ри- сунке. Палец должен свободно хо- дить в головке шатуна.
Двигатель - общие процедуры ремонта 87 Проверка и ремонт коленчатого вала 1. Проверка биения коленчатого вала. а) Уложите коленчатый вал на призмы. б) Часовым индикатором проверьте биение коленчатого вала по цен- тральной коренной шейке. Максимальное биение......0,03 мм Если биение больше максимально до- пустимого, замените коленчатый вал. 2. Проверьте шатунные и коренные шейки. а) Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, как показано на рисунке. Номинальный диаметр коренной шейки............45,998 - 46,000 мм Номинальный диаметр шатунной шейки............39,992 - 40,000 мм Если значения диаметров выходят за указанные пределы, проверьте масляные зазоры (см. выше). При необходимости замените коленча- тый вал. б) Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и овальность, как показано на предыдущем рисунке. Максимальная конусность и овальность...0,02 мм Если конусность или овальность больше допустимой, замените ко- ленчатый вал. Замена сальников коленчатого вала Примечание: замену переднего саль- ника коленчатого вала см. в разделе "Цепь привода ГРМ". Замените задний сальник коленчатого вала (держатель заднего сальника ус- тановлен на блок цилиндров), а) Ножом отрежьте кромку сальника. б) Отверткой, обмотанной изолен- той, удалите сальник. Примечание: не повредите коленча- тый вал. в) Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника. г) Используя подходящее приспособ- ление и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой дер- жателя заднего сальника. Сборка узла "поршень - шатун" 1. Соберите шатунно-поршневую группу. а) Нагрейте поршневую головку ша- туна до 80-90°С. б) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от- верстия бобышек поршня. в) Совместите метки "перед" поршня (выемка) и шатуна (выступ). г) С помощью пресса и приспособле- ний, показанных на рисунке, соеди- ните поршень и шатун поршневым пальцем. 2. Установите поршневые кольца. а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца. б) Экспандером для монтажа порш- невых колец установите два ком- прессионных кольца, как показано на рисунке. Таблица. Метки компрессионных колец. Кольцо Метка Код 1 компрессионное красная 1R 2 компрессионное синяя 2R в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки распо- лагались, как показано на рисунке. Примечание: не совмещайте замки поршневых колец. Компрессионное Маслосъемное кольцо №1 \<(Jp кольцо Перед4* ~{рЧ г]--- / VI/' \ц Метка "Перед” Компрессионное кольцо №2 3. Установите вкладыши шатунных подшипников. а) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головке шатуна и с его крышкой. б) Вставьте вкладыши в нижнюю го- ловку шатуна и в крышку шатуна. Сборка блока цилиндров Примечание: - Тщательно очистите все дета- ли, предназначенные для сборки. - Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, об- разующие узлы вращения или скольжения. - Замените все прокладки, кольце- вые уплотнения и сальники новыми.