86
Двигатель - общие процедуры ремонта
2. Проверьте поршень и поршневые
кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и
цилиндром.
а) Микрометром измерьте диаметр
юбки поршня на расстоянии 37 мм
от поверхности днища поршня
(ниже уровня канавок для поршне-
вых колец) в направлении, перпен-
дикулярном оси поршневого паль-
ца, как показано на рисунке.
Номинальный
диаметр поршня.... 74,941 - 74,979 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в
направлении оси двигателя (см.
выше).
в) Найдите разность результатов
измерений диаметра поршня и диа-
метра цилиндра.
Зазор между цилиндром и поршнем:
номинальный.......0,045 - 0,068 мм
максимальный............0,080 мм
Если зазор больше максимального,
замените все четыре поршня. При
необходимости замените блок ци-
линдров.
Примечание: при использовании но-
вого блока цилиндров применяйте
поршень с той же самой меткой
(номером), что и диаметр цилиндра.
Б. Проверьте зазор между новыми
поршневыми кольцами и их канавка-
ми, измерив его плоским щупом, как
показано на рисунке.
Номинальный зазор:
№1..............0,020 - 0,070 мм
№2................0,020-0,060 мм
маслосъемное....0,020 - 0,060 мм
Примечание: для маслосъемного коль-
ца зазор определяется между скреб-
ками.
Если зазор больше допустимого, за-
мените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршнево-
го кольца.
а) Установите кольцо в цилиндр
блока.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 110 мм от поверхности
блока цилиндров, как показано на
рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в
замке.
Если зазор в замке больше макси-
мального, замените поршневое
кольцо (см. таблицу "Зазоры в зам-
ках поршневых колец"). Если зазор в
замке больше максимального даже
с новым поршневым кольцом, рас-
точите все цилиндры или замените
блок цилиндров.
3. Измерьте наружный диаметр ша-
тунного болта штангенциркулем в зо-
не наибольшего износа.
Таблица. Зазоры в замках поршневых колец, мм
Двигатель Компрессионное Компрессионное Маслосъемное
КОЛЬЦО N91 кольцо №2 кольцо*
номинальный 0,20-0,30 0,30 - 0,45 0,10-0,40
максимальный 0,61 1,20 1,15
* Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками.
Номинальный диаметр
болта................6,6 - 6,7 мм
Минимальный диаметр......6,4 мм
Если диаметр меньше минимального,
замените болт.
4. Если необходимо, замените втулку
верхней головки шатуна.
а) Используя оправку и пресс, вы-
прессуйте втулку из верхней головки
шатуна.
б) Совместите смазочные отверстия
втулки и шатуна.
в) Используя специальное приспо-
собление и пресс, запрессуйте втулку.
г) Измерьте зазор поршневого пальца
и, если необходимо, то отшлифуйте
или переточите новую втулку до по-
лучения номинального зазора.
д) Проверьте работу поршневого
пальца при нормальной комнатной
температуре. Нанесите на поршне-
вой палец моторное масло и нада-
вите на него, как показано на ри-
сунке. Палец должен свободно хо-
дить в головке шатуна.
Двигатель - общие процедуры ремонта
87
Проверка и ремонт
коленчатого вала
1. Проверка биения коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на
призмы.
б) Часовым индикатором проверьте
биение коленчатого вала по цен-
тральной коренной шейке.
Максимальное биение......0,03 мм
Если биение больше максимально до-
пустимого, замените коленчатый вал.
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки.
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шейки
в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр коренной
шейки............45,998 - 46,000 мм
Номинальный диаметр шатунной
шейки............39,992 - 40,000 мм
Если значения диаметров выходят
за указанные пределы, проверьте
масляные зазоры (см. выше). При
необходимости замените коленча-
тый вал.
б) Проверьте шатунные и коренные
шейки на конусность и овальность,
как показано на предыдущем рисунке.
Максимальная
конусность и овальность...0,02 мм
Если конусность или овальность
больше допустимой, замените ко-
ленчатый вал.
Замена сальников
коленчатого вала
Примечание: замену переднего саль-
ника коленчатого вала см. в разделе
"Цепь привода ГРМ".
Замените задний сальник коленчатого
вала (держатель заднего сальника ус-
тановлен на блок цилиндров),
а) Ножом отрежьте кромку сальника.
б) Отверткой, обмотанной изолен-
той, удалите сальник.
Примечание: не повредите коленча-
тый вал.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспособ-
ление и молоток, запрессуйте новый
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер-
жателя заднего сальника.
Сборка узла
"поршень - шатун"
1. Соберите шатунно-поршневую группу.
а) Нагрейте поршневую головку ша-
туна до 80-90°С.
б) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от-
верстия бобышек поршня.
в) Совместите метки "перед" поршня
(выемка) и шатуна (выступ).
г) С помощью пресса и приспособле-
ний, показанных на рисунке, соеди-
ните поршень и шатун поршневым
пальцем.
2. Установите поршневые кольца.
а) Установите расширитель и два
скребка маслосъемного кольца.
б) Экспандером для монтажа порш-
невых колец установите два ком-
прессионных кольца, как показано
на рисунке.
Таблица. Метки компрессионных
колец.
Кольцо Метка Код
1 компрессионное красная 1R
2 компрессионное синяя 2R
в) Установите поршневые кольца в
канавках так, чтобы их замки распо-
лагались, как показано на рисунке.
Примечание: не совмещайте замки
поршневых колец.
Компрессионное Маслосъемное
кольцо №1 \<(Jp кольцо
Перед4* ~{рЧ г]---
/ VI/' \ц
Метка "Перед” Компрессионное
кольцо №2
3. Установите вкладыши шатунных
подшипников.
а) Совместите выступ вкладыша с
выточкой в нижней головке шатуна и
с его крышкой.
б) Вставьте вкладыши в нижнюю го-
ловку шатуна и в крышку шатуна.
Сборка блока цилиндров
Примечание:
- Тщательно очистите все дета-
ли, предназначенные для сборки.
- Перед сборкой смажьте свежим
моторным маслом все детали, об-
разующие узлы вращения или
скольжения.
- Замените все прокладки, кольце-
вые уплотнения и сальники новыми.